ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Торопова Я.Г., Розова И.О. 
Институт экспериментальной медицины ФГБУ «НМИЦ им В.А. Алмазова» Минздрава России, Санкт-Петербург

Научные достижения во многом зависят от технологических достижений, которые на сегодняшний день определили смену парадигмы в методологии биомедицинского эксперимента. Эти изменения касаются в значительной степени расширения спектра методик (неинвазивные методы визуализации, телеметрический мониторинг и т.д.), что обусловливает с одной стороны повышение информативности эксперимента, а с другой - увеличивающуюся сложность в его исполнении. В свою очередь возрастающие требования к качеству биомедицинского эксперимента, а также представлению его результатов обусловливают крайне высокую актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов в области биомедицинского эксперимента. На сегодняшний день различные медицинские образовательные учреждения, проводящие на собственной базе биомедицинские исследования, реализуют образовательные программы повышения квалификации в области биомедицинского эксперимента. 
Подходы к разработке образовательных программ повышения квалификации специалистов в области биомедицинских исследований должны основываться на процессах, сопровождающих весь жизненный цикл биомедицинского эксперимента, а именно: планирование, обеспечение эксперимента и его выполнение, анализ и представление данных, хранение результатов эксперимента и первичных данных. При этом, при разработке дополнительных образовательных программ в сфере биомедицинского эксперимента необходимо учитывать различные уровни ответственности его участников. 
Для участников первого уровня (руководителей), обеспечивающих функционирование площадки для проведения исследований, в программе должны быть освещены вопросы, касающиеся умения администрирования и делопроизводства, а также актуальной нормативной базы в сфере содержания и использования животных и проведения биомедицинских исследований. 
Для участников второго уровня (руководителей среднего звена), непосредственно планирующих и организующих проведение исследований, необходимым является предоставление информации о постановке и реализации научных задач (научные концепции и дизайн исследования), анализе и представлению полученных данных, а также общих принципах фармацевтической разработки.
Для участников третьего уровня (непосредственных исполнителей работ, включая ветеринарное звено) важным является формирование компетенций в области принципов работы с животными, включая биоэтические нормы и базовых навыков работы на животных, лабораторной диагностики, аутопсии и т.д., а также, опционально, в области хирургических воздействий. 
Для научных учреждений, проводящих фундаментальные исследования на животных, наличие трехуровневой ответственности участников является базовым для возможности обеспечения качества исследований. 
При формировании обучающих программ необходимо учитывать практическую вовлеченность участников биомедицинского эксперимента в его исполнение. Так, для непосредственных исполнителей экспериментов предпочтительной является практическая форма обучения с возможностью выполнения манипуляций при участии преподавателя, тогда как для сотрудников ветеринарных служб, обеспечивающих работу вивария (включая техников, ветеринаров, лаборантов), важным является получение теоретических знаний в части технологического оснащения вивария, содержания животных с соблюдением современных требований. Для руководящего звена очевидна необходимость в получении знаний, касающихся организационных аспектов проведения исследований, а также в вопросах обеспечения их качества.  При разработке обучающих программ для участников исследований, обеспечивающих планирование дизайна экспериментов, анализ данных и представление результатов, особое внимание следует уделить вопросам валидации экспериментальных моделей и воспроизводимости экспериментальных данных, статистической обработке полученных данных, а также имеющимся подходам к повышению качества экспериментальных исследований. 
С учетом анализа имеющегося спроса на обучение в области биомедицинских исследований, формируется направленность программ. Так, при имеющейся высокой потребности в обучении для научных сотрудников различных научных организаций, разработка большинства образовательных программ ведется в ключе практической направленности. В то же время для руководителей среднего звена, а также для сотрудников ветеринарных служб предусмотрена возможность получения теоретических знаний.
 

Для цитирования

Торопова Я.Г., Розова И.О. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Тезисы Девятой конференции специалистов по лабораторным животным Rus-LASA. https://doi.org/10.29296/2618723X-RusLASA2021-47

You may be interested